С ветерком по бездорожью

     У командира взвода милиции Мядельского отделения Департамента охраны МВД лейтенанта милиции Дмитрия ВОРОБЬЯ есть добрая традиция: когда не находится на службе (как правило, это случается по воскресеньям), встречается с друзьями по увлечению, чтобы вместе с ними погонять на байке по окрестному бездорожью. Разумеется, если этому не препятствуют семейные обстоятельства.

ВЗОРВАТЬСЯ ОТ ЭМОЦИЙ!

…Стремительно поднимается в крутую гору райдер. Прижавшись к железному коню, владелец сливается с ним в одно целое. Что есть мочи ревет мотор, на узкой колее из-под колес летят во все стороны комья земли. Вроде бы все под контролем. До взятия высоты остается всего пару метров. Но мгновение – и байк, резко подпрыгнув, сбрасывает своего «всадника». Оба кубарем катятся вниз…

Казалось бы, после такого не собрать костей. Но нет, парень встает на ноги и, как ни в чем не бывало, идет к мотоциклу. Поднимает его с земли, осматривает. Заводит двигатель: живой. Садится на байк и вновь устремляется в гору.

5310438-768x873

     – Падения у нас – обычное дело, – рассказывает Дмитрий Воробей. – Когда летишь, не думаешь, что будет больно. Ничего не боишься, вцепившись в мотоцикл. Порой не чувствуешь под собой ног… Просто работаешь на пределе возможностей. Ведь у тебя эмоции, адреналин, эйфория! Грязь, болото… Холод – не холод, жара – не жара, дождь – не дождь: гоняем в любую погоду и пору года.

      У этого увлечения есть название. Это эндуро (от англ. enduro и лат. indurare – вынести, выдержать, вытерпеть) – езда на внедорожном мотоцикле по различным неровностям, препятствиям как искусственного, так и (преимущественно) естественного характера (камням, бревнам, поваленным деревьям, крутым спускам, горкам, песку, глине, грязи и т.д.).

      Чтобы получить эмоциональную разгрузку в эндуро – нужны серьезные физические усилия. Во время гонки задействованы мышцы спины, поясницы, плеч, рук… Можно не сомневаться, что новичок не выдержит и часа такого экстрима. Сиденье мотоцикла приподнятое, узкое и длинное: здесь не расслабишься, приходится постоянно быть в напряжении. При необходимости райдер может перемещаться на нем вперед (разгоняясь), становиться в заднюю стойку (при спуске)… Не говоря о том, что подобная техника в среднем весит 110 – 125 килограммов: двухколесное средство передвижения нужно поднимать после падения, вытаскивать из грязи и прочее.

2-8

     – Безусловно, в эндуро есть риск травм, поэтому ни в коем случае здесь нельзя забывать о технике безопасности, – продолжает Дмитрий. – Во-первых, чтобы избежать травм, нужно научиться грамотно падать, а это приходит с опытом. К счастью, до сих пор я отделывался лишь синяками и царапинами. Вовторых, спасает специальная экипировка (ее наличие обязательно): мотосапоги, «черепаха» – так в народе называется мотозащита, которая выглядит, как панцирь, и закрывает грудную клетку, а еще наколенники, шлем, очки, перчатки. У меня пока нет разве что налокотников, но со временем приобрету и их.

     Первым двухколесным другом Дмитрия стал мопед. В 13 лет парень обкатывал его в деревне Судники под Мяделем, когда гонял на каникулах у бабушки с дедушкой. Там же чуть позже он рассекал уже на самом популярном у советской молодежи мотоцикле – подержанную «Яву» подарил отец. А в 18 лет получил водительское удостоверение на право вождения легкового автомобиля и… потерял интерес к мотоциклам. С того времени ездил только на машинах. Первую Мазда 323F купил в 2008-м.

6-28

     – Однако в прошлом году захотел вернуться к своему давнишнему увлечению, – говорит лейтенант милиции. – К такому решению меня подтолкнули друзья, которые в последнее время стали покупать мотоциклы. Прокатившись несколько раз с ветерком по бездорожью, понял, что соскучился по эмоциям, которые можно получать от свободной езды, что мне действительно просто физически не хватает адреналина в обычной жизни для так называемой перезагрузки.

     Вместе с другом мы купили два мотоцикла-близнеца Минск Х250: я – черного «окраса», он – рыжего. Однако, основательно изучив возможности «минчика», понял, что нужно переходить на новый уровень. И несколько месяцев назад приобрел транспортное средство большей мощности – «Авантис Эндуро». «Китаец», правда, не новый. Но его техническое состояние меня вполне устраивает. Я ведь знал, что буду эксплуатировать мотоцикл в экстремальных режимах. Если что-то выходит из строя (а такое случается с завидной периодичностью), могу починить своими руками. И это тоже доставляет радость.

     Кроссовые мотоциклы не предназначены для дорог общего пользования и, как правило, относятся к спортинвентарю. А «Авантис Эндуро», помимо гонок по бездорожью, может быть равноправным участником дорожного движения. Поэтому Дмитрий позаботился о том, чтобы его байк имел госномер, техпаспорт, страховку, был оснащен дополнительными указателями поворотов и осветительными приборами. Между прочим, именно внедорожная езда дает возможность почувствовать мотоцикл и научиться уверенно ездить по участкам дороги, которые не имеют хорошего сцепления с колесами, правильно проходить повороты и многому другому.

«РЫЖИЙ ЛЕС – 2021»

     …Еще вчера пустынный карьер сегодня напоминал муравейник. На глазах многочисленной публики, разместившейся в специально отведенных зонах, соревновались джиперы, квадроциклисты и эндуристы.

     …Джип медленно съезжает в водоем. Его сразу же стягивает на глубину. Машина буксует. Вода прямо на глазах превращается в мутную жижу. Колеса отказываются идти по вязкому дну. Но разве это препятствие для такого «зверя»? Водитель явно знает свое дело. Плавно ведет железного друга, утопающего в грязи по самый капот, к берегу. Когда показываются передние колеса, открывает дверь, чтобы дотянуться до специально установленной здесь таблички. Его напарник (штурман) стоит на противоположном берегу и делает контрольную фотографию на свой мобильный. Очередная контрольная «точка» покорена! Экипаж отправляется дальше.

8-21

     Трофи-рейд «Рыжий лес» проводится в нашей стране с 2019 года и сегодня является одним из самых крупных внедорожных соревнований. В ноябре прошлого года мероприятие организовали на Гродненщине. Участники, а это около двухсот экипажей на внедорожниках, квадроциклах, мотоциклах эндуро (две последние категории заявились впервые), и зрители собрались на центральной площади Островца. После торжественного открытия и старта соревнований сотрудники ОГАИ местного райотдела сопроводили экипажи до карьера близ агрогородка Мали, где развернулись основные события.

     – Всего было сорок экипажей эндуро, – вспоминает Дмитрий. – В каждый из них входило по двое человек. Из Мяделя участвовали четверо – вместе со мной приехали Евгений Герасимович, Александр Попкович и Захар Гутар. Преодолевали препятствия разной степени сложности и для подтверждения этого фотографировались возле табличек с номерами – «GPS-точек» (каждой из них присвоено определенное количество баллов – от одного до пяти). Для этого перед стартом скачали в телефоны специальную программу с их координатами. После на финише предъявили снимки судьям, которые в дальнейшем суммировали баллы и определили места. Всего на трассе было около 150 «точек». Наша задача заключалась в том, чтобы заработать максимальное количество баллов.

     Соревнования в категории эндуро длились около пяти часов. У Дмитрия Воробья не обошлось без «сюрприза» – подвел мотор тогда еще Минск Х250. Поэтому Дмитрию и Евгению пришлось идти к финишу на одном байке. В итоге представители Мяделя не заняли призовых мест, но Дмитрий с Евгением обошли второй экипаж земляков, заняв 15-е место (Александр Попкович и Захар Гутар – 16-е).

«БОЛОТО?.. ЗНАЧИТ, НАМ ТУДА…»

     В последнее время в Мяделе сформировалась целая мужская компания любителей эндуро – более десяти человек в возрасте от 16-ти до 45 лет. Это люди разных профессий (дальнобойщик, милиционер, индивидуальный предприниматель и др.). Однако собраться и провести день полным составом практически не удается – всегда у кого-то вдруг «нарисуются» непредвиденные обстоятельства. Тем не менее, райдеры постоянно общаются между собой, каждые выходные кто-то из них выбирается в Мядельский или Поставский район.

     У Дмитрия Воробья в этом году было всего лишь шесть таких поездок. Из-за занятости на работе ему, к сожалению, не удалось поучаствовать со своими единомышленниками в соревнованиях Enduro 4 Seasons, проходивших в нынешнем июне в Полоцке. Но байкер мечтает наверстать упущенное в следующий раз.

     – Как обычно проходят такие дни? Выезжаем часов в одиннадцать утра. Накануне приблизительно планируем маршрут. Место выбираем с помощью туристического навигатора – смотрим по карте, где какой участок местности. Но, если честно, едем, как правило, в никуда. Если видим что-нибудь труднодоступное, например, болото, – значит, нам туда, – улыбается Дмитрий. – А если серьезно, то каждый раз стараемся исследовать что-то новое. Разумеется, в запретные, природоохранные зоны не едем, дабы не нарушать законодательство. В принципе, это и ни к чему – у нас предостаточно мест, где можно покататься на мотоцикле без ущерба для окружающей среды. В лес на внедорожном мотоцикле можно забраться очень далеко и увидеть много интересного. Это своеобразный туризм, где маршрут, а он всегда труднодоступный, выбираем мы сами.

3-18

     Также важно понимать, что эндуро – это не только гонка, но и общение. Конечно, в компании единомышленников всегда найдутся общие темы для разговора. – Мы гоняем по десять – двенадцать часов, – продолжает Дмитрий. – Когда устаем, устраиваемся гденибудь передохнуть, перекусить на природе. Например, если это карьер, раскладываем костер. И, конечно же, разговариваем по душам. В беседах время летит незаметно. Пообщались – и дальше понеслись… И так до самого вечера. Пока мотоцикл помою, уже, считай, и ночь наступила. Езда на пределе возможностей, до полного изнеможения здорово помогает разгрузиться после тяжелого рабочего дня, недели, наполняет энергией, желанием жить и трудиться дальше.

     Про это как никто другой знает супруга Дмитрия – Вероника. Несмотря на дефицит общения (жены сотрудников милиции поймут, о чем я), отпускает его иногда развеяться с друзьями. Знает: потом это сторицей воздастся как в семье, так и на службе.

О СЕМЬЕ, И НЕ ТОЛЬКО…

     В этом году семье Воробей пять лет. Подрастает сын Ярослав – в нынешнем октябре ему исполнится четыре года.

      – В нашей мужской компании как раз не хватает слабого пола. Хотел бы приобщить к своему хобби жену, но она пока сопротивляется, – шутит Дмитрий.

     – Но вы поймите, что без ее согласия я бы даже мотоцикл не купил. Это нагрузка на финансы семьи – купить байк, да и содержать его. Счастье, что супруга меня во всем поддерживает.

     А вот сына я уже приобщаю к мотоспорту. Ребенок активный, даже требует: «Папа, мне нужен мотоцикл!». И, как вариант, думаю уже через годик купить ему кидбайк. Это нормальная практика, когда детей в пятилетнем возрасте сажают на мотоцикл (разумеется, он не полноразмерный). Однако прежде всего обязательно нужно будет купить ему соответствующую экипировку. В этом смысле у нас всё доступно, как говорится, были б деньги.

     Кроме езды по бездорожью, Дмитрий увлекается еще охотой и рыбалкой. Жаль, времени на все не хватает, приходится чем-то жертвовать: если отдает предпочтение эндуро, то, естественно, «страдают» два других хобби.

     – Мой отец Николай Олегович – заядлый рыбак (отцу Дмитрия шестьдесят лет, он преподает в Мядельской РОС ДОСААФ, где ранее был председателем. – Авт.), – говорит Дмитрий. – У него есть моторная лодка. Она маленькая, но нам хватает, чтобы передвигаться по воде вдвоем. Наши излюбленные места – озера Мястро и Баторино. Использую удочку, фидер (снасть с грузом-кормушкой рассчитана на ловлю со дна с постоянным прикармливанием места рыбалки), иногда спиннинг.

     В повседневной жизни порой вообще нет времени, чтобы просто поговорить с отцом. А рыбалка дает возможность побыть с ним наедине, спокойно пообщаться, душевно провести время на природе. Жаль, что это бывает крайне редко. В нынешнем году рыбачил с отцом лишь раз – в июне на озере Мястро. Наловили какой-то мелочи (красноперку, плотву и т.п.), но что-то можно было выбрать и пожарить.

9-13

      Мать Дмитрия трагически погибла, когда ему исполнилось восемнадцать лет. До этого родители были в разводе. И его воспитывал отец, которому помогали бабушка и дедушка – брали внука к себе в деревню Судники (километрах в десяти от Мяделя) на выходные и каникулы. Бабушке Терезе Александровне сейчас 81 год. Перед выходом на пенсию работала диспетчером в Мядельском РГС филиала ПУ «Молодечногаз». А дедушка Олег Николаевич (ему – 82) в 1990-х годах руководил подсобным сельским хозяйством «Дягили» Минского моторного завода.

     – Когда катаюсь на мотоцикле, стараюсь навестить бабушку с дедушкой. Вместе с двоюродным братом Валентином, кстати, он тоже увлекается эндуро, мы помогаем им управляться по хозяйству – косим траву, если надо, колем дрова и прочее. Именно дедушка привил мне любовь к физическому труду, многому научил в жизни. Поэтому, наверное, мне и нравится что-то делать своими руками. Но без помощников – жены и друзей – я бы не справился. Вместе с Вероникой сделали ремонт в квартире. А с другом Евгением Сидоровичем (служит инспектором группы военизированной и сторожевой охраны Мядельского отделения Департамента охраны, лейтенант милиции. – Авт.) в прошлом году построили гараж, – делится собеседник.

Елена Боярович, Милиция Беларуси