Алгоритм проще, контроль остается

     В соответствии с недавними изменениями в законодательстве преобразования претерпели в том числе процедуры регистрации транспорта и экзаменационной деятельности подразделений Госавтоинспекции.

     Подробно на интересующие вопросы ответил первый заместитель начальника главного управления ГАИ МОБ МВД полковник милиции Александр Войтешко.

«Подскажите, пожалуйста, какие изменения произошли в порядке сдачи экзамена в ГАИ для выпускников автошкол?»
Геннадий, Могилев.

     — О возможности продемонстрировать навыки вождения на авто с АКПП наверняка уже наслышаны. Надо сказать, что для таких кандидатов в водители из обязательных элементов на площадке исключили эстакаду.

     Однако есть важный нюанс: экзамен принимается на машине с той коробкой передач, на которой осуществлялось обучение. Иными словами, если курсант освоил «механику», то на ней он и должен проходить квалификационные испытания. Сдавать на «автомате» в данном случае не получится. Это требование прописано в статье 26 Закона «О дорожном движении».

     Кроме того, больше нет ограничений по срокам сдачи практического экзамена и количеству попыток. Прежде, не достигнув в этом успеха в течение полугода после тестов, приходилось все начинать сначала. А в очередной раз садиться за компьютер или руль допускалось не ранее чем через месяц с момента предыдущих испытаний. В новой редакции нормативного акта установлен период в 10 дней без дополнительных ограничений. Также отменен срок давности для кандидатов в водители, которые ранее успешно выдержали часть экзаменов, но не завершили процедуру.

     Еще одно послабление: отныне сдавать теорию (при условии обучения) не нужно не только при получении низшей в сравнении с имеющейся категорией, но и в любом случае при наличии действительного водительского удостоверения. Причем не имеет значения, как давно оно было получено.

     Вместе с тем расширился перечень ошибок, при которых практическое испытание считается непройденным. Так, на автодроме это остановка двигателя, начало движения без разблокировки стояночной тормозной системы, а также неиспользование ремня безопасности. В условиях городского трафика допускается один раз заглохнуть.

2003179ac9c52ba6f08a4bea529bf8e56ba98514

«Слышала об изменении порядка реализации транспорта, связанном с отменой счетов-справок. Когда это произойдет и как будет осуществляться процедура впоследствии?»
Галина, Минск.

      — Действительно, счета-справки отменяются в соответствии с новой редакцией Указа № 504 Президента. Документ вступит в силу 22 января 2023 года.

     После этого юридические лица будут обязаны осуществлять сделки по купле-продаже, комиссионной торговле посредством безналичного расчета. Данное требование позволит застраховать новых собственников транспортных средств от возможных неприятных последствий их приобретения.

    В настоящее время юрлица удостоверяют сделки в наличной форме, получая вознаграждение за оформление сопроводительных документов. При этом в качестве продавца значатся реквизиты посредника.

     А вот при необходимости в дальнейшем установить данные реального владельца, скажем, если машина оказалась с темным прошлым, может оказаться не так просто.

     После введения безналичных расчетов юридическое лицо обяжут получить деньги от покупателя, после чего переадресовать их продавцу. Возможно, это в какой-то мере может усложнить процесс комиссионной торговли, но точно обеспечит максимальную прозрачность сделок.

     Еще одно нововведение: в подразделениях ГАИ будут заверяться только договоры купли-продажи, заключенные между физическими лицами. Если в качестве одной из сторон выступает предприниматель (компания, организация), это подразумевает безналичную оплату. Поэтому обязанность их регистрации автоматически отпадает.

     Также надо добавить: допускается нотариальное удостоверение таких документов. Данная услуга платная, регистрация же договоров в ГАИ осуществляется на безвозмездной основе.

     «Не планируется ли отменить территориальный принцип при регистрации транспорта?» Иван, Волковыск.

     — Напомню, что снять его с учета уже можно в любом регионе республики. А вот при регистрации транспорта на имя нового собственника принцип территориальности все же должен быть соблюден. И вот почему.

     Нагрузка на каждое подразделение рассчитана исходя из численности населения. Поэтому если появится возможность ставить на учет технику в любом МРЭО, то где-то количество посетителей возрастет, а в других востребованность услуги снизится. Соответственно, это может привести к необходимости сокращать подразделения и увеличивать расстояния, которые будут вынуждены преодолевать в том числе социально уязвимые граждане.

     В то же время значительно упростили процедуру. При осмотре техники на площадке специалист сразу помещает в базу данных необходимые сведения. Автовладельцу остается внести плату, обратиться к представителю регистрационного подразделения и получить документы.

«В одном из столичных МЭО столкнулась с наплывом желающих обменять водительское удостоверение. Не планируется ли предусмотреть услугу предварительной записи?
И что если в момент, пока не получен новый до
кумент, а старого уже нет на руках, потребуется срочно сесть за руль?»
Ирина, Минский район.

     — Во всех подразделениях существует электронная очередь. На квитке указано ориентировочное время ожидания, благодаря чему посетители могут корректировать свои планы. Чтобы перераспределить потоки и выровнять нагрузку, сотрудники всегда разъясняют, в какие еще МЭО будет удобно обратиться. Однако в любом случае всех примут в тот же день.

     Что касается второго вопроса, если срок действия удостоверения не истек, право управления транспортом у владельца остается. Убедиться в этом инспектор может посредством имеющегося под рукой планшета с доступом к базе данных. Кстати, с 27 октября вместо главного документа водителя станет возможным предъявлять для проверки ID-карту.

«Медицинская справка больше не нужна при прохождении техосмотра. А в каких случаях без нее по-прежнему не обойтись?»
Николай, Горки.

     — Документ о состоянии здоровья обязательно потребуется при обмене водительского удостоверения. Есть и еще один важный нюанс. При совершении правонарушения, за которое предусмотрено лишение права садиться за руль (а это в том числе любое ДТП), документ изымут до рассмотрения дела. И даже если по итогам будет вынесено решение о наложении штрафа, забрать его получится лишь после предъявления действительной медсправки.

     Надо сказать и о другом аспекте. Пациентов медучреждений, при наличии у них противопоказаний для нахождения за рулем, уведомляют об этом письменно, также информация направляется в ГАИ. С этого момента до прохождения переосвидетельствования человек считается не имеющим права управления. МВД и Минздрав стремятся к тому, чтобы в перспективе обмен информацией о наложении и снятии подобных ограничений был налажен в онлайн-режиме.

«Пользуюсь водительским удостоверением еще советского образца. Не планируется ли обязательной замены этих документов?»
Михаил, Копыль.

     — Пока такой необходимости для их владельцев не предусмотрено. Но, поскольку эти удостоверения являются бессрочными, а внешность человека с годами меняется, могут возникать вопросы с идентификацией личности. Поэтому, конечно, лучший вариант — получить новый документ. К тому же советский действует только внутри республики.

www.mvd.gov.by